В данной статье Вы можете прочитать полезные советы от экспертов ритейла, как выбрать территорию размещения будущего магазина и оценить ее покупательский потенциал для магазинов формата “экспресс” и магазинов “У дома”.
Процесс разбивается на несколько этапов:
Магазин «Экспресс»:
- Подсчет Трафика
- Конверсия
- Средний чек
Магазин «У дома»:
- Подсчет жителей
- Конверсия (2 способа расчета)
Оценка потенциала территории для магазина «Экспресс»
Подсчет Трафика
Когда:
- Если магазин расположен на 1-й линии оживленной дороги, около остановок общественного транспорта, обязательно с выходом фасада к дороге (для магазинов с торца, во дворе, за забором или парком — подсчет не будет корректен);
- Если магазин расположен в бизнес квартале, зоне офисной застройки, исторической части города.
Трафик на высокопроходном объекте считает следующим образом:
- Берутся данные с видеорегистратора или камеры внешнего наблюдения за трое суток: 1 будний день, пятница, выходной день.
- Если магазин работает (будет работать) круглосуточно — идеально брать трафик за сутки, если же нет возможности использовать ночное видео или круглосуточная работа не предполагается, берем время с 06:00 до 23:00 или часы работы магазина. Если магазин работает ночью, но доля ночных продаж составляет меньше 5% — ночь считать не имеет смысла.
Предоставить данное видео — задача партнера (арендодателя, продавца), важно объяснить ему важность данной съемки.
- Дальше считается трафик по данному видео.
Что считать:
- считаем всех проходящих пешеходов по улице мимо входной группы магазина;
- если есть парковка — считаем все автомобили, которые паркуются в течение дня;
- если рядом пешеходный переход или дорога не очень оживленная, можно считать также пешеходов с другой стороны улицы.
Как считать:
- берем 20 минут каждого часа и считаем всех пешеходов;
- если считаем 24 часа — рассчитываем общий трафик в два временных периода: с 06:00 до 23:00 и общий трафик с 23:00 до 06:00, либо трафик в работающее время;
- полученный результат складываем и умножаем на 3.
Также такой подход позволит выявить пики и всплески для будущего планирования потоков продаж.
Конверсия
Как посчитать конверсию:
- Если магазин действующий, необходимо запросить данные по количеству чеков в выбранные для анализа дни в каждом временном периоде (т.е. если был посчитан трафик во вторник, пятницу и субботу, необходимо взять чековую статистику именно этих дней).
- Полученный результат делим на получившийся трафик — получаем процент конверсии (пример — 3000 человек прошли мимо, 150 сделали покупку в магазине, 150/3000=5%). Бывает, что текущая конверсия, уже значительно выше 5% (10-15%), это, как правило, свидетельствует о слабой конкурентной среде.
- Если объект новый — то берем конверсию на уровне 3-5%, в зависимости от насыщенности конкурирующих магазинов.
Средний чек
Средний размер разовой покупки в магазине «на трафике» составляет 2,5 единицы. Как правило и время нахождения покупателя в магазине минимизировано. Нужно учитывать, что большАя часть покупок совершается «на кассе» без захода внутрь магазина. Средний чек в магазине “Экспресс” составляет 150 – 170 руб.
Оценка потенциала территории для открытия магазина «У дома»
Подсчет жителей
Для расчета потенциала территории магазина у дома, стоит ориентироваться на население близлежащих домов.
Что считать:
- считаем все дома в радиусе, примерно равном площади магазина (то есть если площадь около 100м2 — берем окружность радиусом 100м, 300м2 — 300м);
- если окружность пересекает оживленная магистраль, нет удобного перехода, есть другие препятствия (забор, овраг, река…) — территория «за» — отсекается.
Как считать:
- считаем все квартиры — можно путем обхода местности (заодно и оценить конкурентов), можно использовать электронные сервисы.
Например, Почта России (она учитывает все квартиры, кому присвоен индекс): https://geo.pochta.ru/ — сервис, считающий квартиры в домах для платных рассылок.
- Квартира=домохозяйству.
Конверсия
2 способа подсчета конверсии. В деньгах и в людях.
1 По статистике семья ходит в магазин у дома 3 раза в неделю.
Получаем, что, если у нас есть 1 000 домохозяйств, потенциальные покупатели составляют 1000*3/7 = 428 посетителей в день. Если в зоне окружения есть конкуренты — необходимо выделить их долю.
2 Определяем средние расходы на питание в месяц
(это показатель рознится от региона, как правило, колеблется между 12-25 тыс. рублей и зависит от состава и возраста домохозяйств). По статистике 70% расходов на продукты питания тратится «вне района проживания» (по данным wallmart и рынка США) — сюда входят как закупки в Гипермаркетах по выходным, покупки, сделанные «по дороге» так и «продукты с собственных хозяйств». Необходимо учитывать, что этот показатель снижается. Также 10-15% расходов берут на себя близлежащие сетевики с большей зоной влияния. Оставшуюся сумму расходов необходимо поделить на средний чек. За средний чек магазина у дома площадью порядка 100-150м2 можно взять 200–250 руб. (в зависимости от представленности категорий и ценового позиционирования).
За основу берется тот факт, что средний размер покупки составляет 5 единиц товаров. При 1000 домохозяйств мы получаем: 1000 (д/х) * 15 000 (руб) / 30 (дней) * 20% / 220 (руб) = 454 посетителей в день. Если в зоне окружения есть конкуренты — необходимо опять же выделить их долю.
ВАЖНО:
Никогда нельзя считать оба варианта. Даже если магазин располагается в жилом доме, но в офисном квартале (или наоборот) — считаем первым или вторым способом. Если посчитать и трафик, и местных жителей — результат будет задвоен — местные жители обязательно попадут в трафик.
Компания “Северконцепт” много лет помогает предпринимателям запускать современные и прибыльные магазины”.
Десятки успешных проектов говорят о нашей компетенции в данном вопросе.
Мы всегда открыты для вопросов и готовы проконсультировать по возникающим вопросам и трудностям в сфере ритейла!